Просто форум - йога, философия, эзотерика...

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Жемчужины мудрости.

Сообщений 1 страница 20 из 28

1

Бхакта:
А что такое реальность Свами?
Свами:
Всё, что "существует" - нереально! Усилия, которые ты прилагаешь, слова, которые ты произносишь - всё это нереально; когда ты это осознаешь, Реальность станет очевидной. Отбрось все нереальные мысли, мнения или поступки - и будет видна истина, которая пока сокрыта. Если же они нагромождены в кучу, как можно за ней разглядеть Реальность, о которой ты спрашиваешь?
Бхакта:
Как же этовозможно - считать всё, что мы говорим, видим, слышим, нереальным?
Свами:
Сперва осознай, кто ощущает всё это. Ты считаешь тело своим "я", не так ли? Это - нереально. Если само ощущение "я" нереально, как могут быть реальными другие ощущения? У всех есть Атма. Тот, кто ощущает всё это, слушает, - не "ты". Ты - только наблюдаешь.
Бхакта:
Ты сказал, что во всём есть Атма; есть ли Атма у мёртвого человека?
Свами:
О! Это в самом деле хороший вопрос! Он задан, чтобы решить твои сомнения, или сомнения покойника?
Бхакта:
Мои.
Свами:
Лишь совершенно пробудившись от глубокого сна, или сушупти, ты осознаёшь своё "я", не так ли? Также и в мёртвом теле есть Атма.
Бхакта:
Тогда разве можно называть его мёртвым, разве может произойти смерть, если в нём есть Атма?
Свами:
Если ты умеешь правильно разбираться в вещах, тогда знаешь, что нет ни жизни, ни смерти. Если тело двигается, его считают живым, однако оно мертво. Во сне мы видим живых и мёртвых людей, когда же просыпаемся, - они больше не существуют. Подобным же образом и этот мир с его движущимися или неподвижными сущностями не существует... Смерть означает постепенное исчезновение осознание личного "я". Когда возвращается осознание "я" - происходит новое рождение. Вот что называется рождением и смертью, мой мальчик! Ахамкара (эго) родилось, ахамкара умерло, вот и всё.
Бхакта:
Значит, я существую всегда, верно?
Свами:
Конечно! Когда есть сознание своего "я" - ты существуешь. Когда нет - ты тоже существуешь. Ты - только основа самосознания; ты - не есть сознание.
Бхакта:
А вот ещё говорят "достигший освобождения", "достигший мукти". Что это значит?
Свами:
Понимая смысл смерти и рождения, каждый должен совершенно разрушить сознание отдельного "я", это условие и ксть "мукти", освобождение.
Бхакта:
Следовательно, когда я умру, я и Ты станем единым целым?
Свами:
Кто говорит "нет"? Когда ты утвердишься в этом чувстве единства, ты узнаешь, что ничего отдельного нет вовсе.

Сандеха ниварини (Освобождение от сомнений)

0

2

Причина рождения - неисполненные желания

Вопрос:
Когда я умру...?
Саи:
Кто ты? Ты не умираешь! Тело как одежда: одну снял, другую надел.
Вопрос:
Значит, после того, как тело умрёт, я получу новое? Но почему? Почему?
Саи:
Оставшиеся желания. Желания как семена, они проростают. Эти желания - причина рождения. Покончи с желаниями, и больше не будет рождений. Ум - это клубок желаний.

Беседы с Бхагаваном Шри Сатьей Саи Бабой.

0

3

Убийство, смерть и джива
Хислоп:
Свами,пожалуйста, ещё один вопрос о домашних паразитах. Домохозяйка постоянно борется с муравьями, комарами,тараканами и т.д. Если она не будет принимать мер, они её одолеют.
Саи:
Это правильно, с ними нужно бороться.
Хислоп:
Люди бояться, что они совершают грех против Свами, если будут убивать этих аленьких существ.
Саи:
Нет ничего плохого в том, чтобы не допускать нашествия этих мелких тварей в своём доме. Но только у себя, на своей территории. Это не касается других мест.
Хислоп:
Свами, если убит один муравей из колонии, значит ли это, что убита индивидуальная душа, джива? Или существует что-то навроде групповой дживы, чьё тело - целая колония муравьёв?
Саи:
Нет индивидуальных джив. Существует только одна джива. Только одна. Дживу нельзя ранить или убить. Тел много. Умы изменьчивы, и им можно навредить. Тела можно убить, они могут умереть. Но дживе нельзя причинить ущерб. Джива один и вечен.
Правило для духовной жизни - это осторожность. Начинайте осторожно, продвигайтесь осторожно, тогда прибудете в место назначения в целости и сохранности.

Беседы с Бхагаваном Шри Сатьей Саи Бабой.

Отредактировано LiBera (2009-08-22 14:52)

0

4

1. Движущийся храм

Все религии учат одной основной дисциплине: устранению из ума пятна эгоизма, стремящегося к скоротечным удовольствиям. Каждая религия учит человека наполнить свое бытие славой Бога и вытеснить ложь. Каждая религия учит человека беспристрастности и проницательности, так чтобы он смог устремиться к высокой цели и достичь освобождения. Человек может освободить себя от цикла рождения и смерти через независимость от чувств и исследование своей действительной природы.

Поверьте, что все сердца побуждаются одним и только Богом; что все религии славят одно и только Бога; что все имена во всех языках и все формы обозначают одно и только Бога; поклоняйтесь Ему с любовью. Развивайте отношение единства между людьми всех вер, всех стран и всех континентов.

Человек не осознает болезнь которая мучает его. Эта болезнь обусловлена недостатком "витаминов". Как говорят Священные писания всех культур, этими "витаминами" являются: сатья (истина), дхарма (правильное поведение, нравственность), шанти (спокойствие), према (любовь) и ахимса (ненасилие). Принимайте их и вы выздоровеете; усвойте их в своем характере и поведении и вы засияете прекрасным психическим и физическим здоровьем.

Где находится Бог? Бог везде! Бог вездесущ, всемогущ, всезнающ. Видьте Бога во всем: во всех растениях и животных. Бог находится в человеке, нет, человек сам является Богом. Бог внутри вас, если посмотрите с проницательностью.

Какой путь ведет к Богу? Будьте хорошими, делайте хорошее, видьте хорошее, думайте хорошо и говорите хорошее. Не делайте зло, не видьте зло, не слушайте зло, не думайте зло, не говорите зло. Любите всех и служите всем. Служение человеку является служением Богу. Праведность (дхарма) – это гармония мысли, слова и дела.

Предаться Богу, значит найти применение вашим способностям и энергии, данным Богом, для выполнения своего предназначения, посвятить всю свою деятельность Господу без ложного чувства исполнителя и без чрезмерного интереса к результатам своей деятельности.

Любите своих родителей и страну и служите им. Наше тело является либо сильным, либо слабым в соответствии с питанием, отдыхом и привычками. Хотя тело преходяще, нам следует хорошо заботиться о нем, потому что это движущийся храм Бога.

Здоровье – это богатство. Здоровый ум нуждается в здоровом теле. Здоровье является необходимым условием успеха во всех аспектах жизни, для реализации четырех руководящих принципов человечества: праведной жизни (дхарма), процветания (артха), исполнения благотворных желаний (кама) и освобождения (мокша).

Гнев, зависть, страх, беспокойство, плохие мысли, плохая компания и плохая пища, все это является плодородной почвой для болезней, где они и процветают. Многие болезни вызваны неправильным питанием. Кришна сказал: "Нравственное поведение, хорошие привычки, духовные достижения, все это зависит от качества пищи; болезни, слабость ума и духа, все это вызвано неправильным питанием".

Пища в решающей мере обусловливает наши мысли, чувства, слова и поступки. Пища – причина всех конфликтов. Священные писания классифицируют пищу на саттвичную, раджасичную и тамасичную и связывают эти типы с тремя гунами. Сдерживайте свое тело и чувства, подчините свой ум, ешьте умеренно и живите долго. Ешьте только саттвичную пищу; это способствует самореализации.

Разумнее предупредить болезнь, чем в последствии гоняться за различными лекарствами, когда она выйдет из под контроля. В прошлом, болезни лечили простыми природными средствами, покоем, правильной диетой, а также духовной практикой.
Имя Бога является самым надежным и эффективным лекарством. Лучшие принципы помощи людям, это: "Помоги им помочь себе" и "Самопомощь это лучшая помощь".

Образованность является наиболее эффективной защитой от физического и душевного нездоровья. Совершенствуйте здоровье тела и ума. Я настоятельно советую пам делать это, чтобы стать свидетелями и насладиться божественными играми и чудесами Свами, а также победами и триумфами человечество.

http://content.foto.my.mail.ru/mail/my_box_there/_mydialog/i-158.jpg

Отредактировано LiBera (2009-08-22 14:56)

0

5

2. Тело, ум, и душа

В начала Бог был один. У него возникла мысль: "Я – один, пусть я стану многочисленным". Человек – это сочетание тела, ума (тонкое тело) и души (атма). Первостепенная обязанность человека – заботиться о своем теле, потому что оно хранит в себе божественную атму, действительное "Я".

Физическое тело и тонкое тело (ум) состоят из пяти элементов: эфира, воздуха, огня, воды и земли. Эти тела непостоянны. Атма неизменна и постоянна. Развивайте в себе твердую уверенность в том, что "Я не есть это тело или ум, Я – всегда счастливая Атма, Я – Бог". Ум – это местопребывание всех желаний, симпатий, антипатий, привязанностей. Ум состоит из низшего ума (манас), интуитивного ума (буддхи), эго (ахамкара) и сознания (читта).

http://content.foto.my.mail.ru/mail/my_box_there/_blogs/i-198.jpg

Какими бы эффективными не были тело (колесница), органы чувств (лошади) и ум (поводья), они не служат предназначению в отсутствии буддхи (возничего). В путешествии по жизни, буддхи имеет важнейшее значение. Буддхи обладает способностью размышления, различения (правда – неправда), исследования, беспристрастного суждения и глубокой проницательностью.

Так как органы чувств весьма могущественны, то первейшей задачей для человека является подчинение их себе ради достижения совершенной жизни. Вы можете получить силу и спокойствие только любовью и служением вместе с контролем чувств.

http://sss.vn.ua/

0

6


3. Три гуны

Вселенная пронизана Божественным в форме трех качеств (гун): саттвы, раджаса и тамаса. Мужчины и женщины подчинены универсальным законам природы. Человеческий ум находится в динамическом равновесии под действием трех гун. Тамас-гуна делает ум пустым, раджас-гуна побуждает ум блуждать туда-сюда (обезьяний ум), а саттва-гуна успокаивает ум в однонаправленном созерцании (сосредоточенность).

Только тот, кто насыщен саттва-гуной может видеть образ атмы внутри себя. Раджас расширяет и углубляет контакт чувств с внешним миром; он вызывает волнение и привязанность и посредством двойственного воздействия счастья и горя, он погружает человека все глубже в деятельность.

А что же тамас? Он затемняет проницательность и снижает буддхи, увеличивает лень, сонливость и вялость, ведет человека по неправильному пути, прочь от цели. Первым шагом в духовной практике (садхане), положите конец тамасичному качеству. Устраняйте раджас и тамас и развивайте саттвичную природу. Саттвичное питание, благоприятная окружающая среда и хорошее общество весьма важны для этого.

Саттва-гуна
Махешвара
белый
истина, любовь
праведность
уравновешенность
ненасилие
мудрость, красота
доброта
братство
счастье
ясность, терпимость
непорочность, терпение
настойчивость
самоуверенность
вера
преданность
святость
отрава на ранних стадиях и нектар, когда наступает осуществление
бескорыстная, безусловная божественная любовь (према)
4°° – 8°° и 16°° – 20°°

Раджас-гуна
Вишну
красный
активность
агрессия
иллюзии
своенравность
эмоциональность
честолюбие, власть
вожделение,гнев
зависть, гордость
злоба,ненависть
жадность
тщеславие, обман
симпатия и антипатия
беспокойство
торопливость
риск
вспыльчивость
в начале упоительный нектар, позже незаметный переход к страданию
любовь к людям у власти и богатым людям
8°° – 16°°

Тамас-гуна
Брахма
черный
пассивность
депрессия
невежество, страх
привязанность, эго
собственничество
бессмысленность
недальновидность
снижение интеллекта
любовь к спорам
глупость, тупость
леность, вялость
сонливость
покорность
жестокость
упрямство
незаинтересованность проблемами мира, мрачность, невнимательность
упор на физические отношения, привязанность к знакомым, родственникам или имуществу, ограниченность
20°° – 4°°

http://sss.vn.ua

Отредактировано LiBera (2009-08-22 22:06)

0

7

4. Здоровье и болезнь

Психическое здоровье можно сохранить и улучшить внимательным отношением к трем гунам: саттве, раджасу и тамасу; физическое здоровье – внимательным отношением к трем "сокам" организма: вата (жизненная сила, ветер), питта (желчь, огонь) и капха (слизь, вода). Обратитесь за помощью к молитве, духовной практике, повторению имен Бога и медитации. Это витамины, в которых вы нуждаетесь.

Ведическое знание, которое может даровать жизнь, это аюрведа. Аюрведа может продлить жизнь, сохранить и защитить ее от опасности. Аюрведа имеет дело не только с лечением болезней, но также с их предупреждением. Аюрведа утверждает, что чистота мыслей необходима для хорошего здоровья.

Аллопатия не признает роль ума и атмы. в лечении болезней. Аллопатия придерживается взгляда, что только уничтожение микробов, вызывающих болезнь, может восстановить хорошее здоровье. Докторам нужно объединить сущность аюрведы и аллопатии.

Хорошее и умеренное питание, умеренность в разговорах, желаниях и стремлениях, удовлетворенность тем, что может быть заработано честным трудом и стремление служить другим и делиться со всеми радостью, это самые сильные из всех укрепляющих средств и стражей здоровья, известных науке о здоровье – санатана аюрведе.

Старшие в огромной ответственности перед подрастающим поколением. Если дом наполнен ароматом удовлетворенности и мира, все его обитатели будут счастливы и здоровы. Добродетель дарует здоровье, бодрость, ловкость, и годы энергичной жизни.

Болезнь происходит по двум причинам: при неправильном питании и недостатке физической активности. Птицы и звери поддерживают свое здоровье только пищей. Тело разрушается раджасичной и тамасичной пищей и питьём, а также раджасичными и тамасичными эмоциями, такими как: гнев, ненависть, жадность и прочими (раджасичными) или лень, сонливость и инертность (тамасичными).

Плохие мысли, плохие привычки, беспокойство, зависть, отчаяние – все это причины болезней. Страх, гнев и любовь – близкие друзья привязанности. Если вы гневаетесь на кого-нибудь, то начните тихо повторять имя Господа или выпейте стакан холодной воды, или приляжьте, или отправьтесь на длительную прогулку до тех пор, пока не пройдет приступ ярости.

Рак и сердечные болезни возросли в результате вредных привычек, таких как курение, пьянство, просиживание долгими часами в кинотеатрах и театрах, а также в результате подверженности различным потрясениям и напряжениям. В чем причина болезни сердца? Это спешка, беспокойство и карри (жирная острая пища). Сердечные болезни более распространены среди не вегетарианцев.

http://sss.vn.ua

0

8

5. Контроль чувств

Контроль чувств должен быть главной целью человека. Чувства являются основной причиной всех радостей и печалей человечества. Из всех органов чувств, язык имеет первостепенное значение и влияние. Совершенное владение этим органом дает возможность с легкостью подчинить себе другие органы чувств.

Главная дверь, ведущая к йоге, союзу с Богом — контроль над языком. Это нужно осуществлять и в области вкуса (питание), и в области речи. В Гите Господь хвалит преданного, достигшего полного контроля над своим языком.

Аскетичные духовные претенденты (садхаки) и искатели в большинстве случаев смотрят на питание свысока и относятся к нему, как к чему-то, не заслуживающему внимания. Но поскольку тело и ум чрезвычайно взаимозависимы, то никто не может позволить себе пренебречь этим.

Держите вашу речь под строгим контролем. Соблюдайте тишину не только в отсутствии разговора, но также будьте безмолвными в мыслях. Внутренний разговор и полемика продолжаются с утра до ночи; это вызывает нездоровье и раннее старение.

Сегодня молодые люди не знают как правильно сидеть при чтении и т.п. Они сидят изогнувшись, что вызывает различные заболевания. Во время прогулки или сидения следует сохранять позвоночник выпрямленным. Во время сна молодым людям следует вытянуться прямо.

http://sss.vn.ua

0

9

6. Всесторонняя саттвичная диета

Саттвичная диета означает не просто питание, которое мы получаем через наш рот, но она также означает чистый воздух, которым мы дышим нашим носом, чистый вид, который мы воспринимаем нашими глазами, чистые звуки, которые мы слышим нашими ушами, чистые предметы, с которыми соприкасаются наши ноги.

Саттвичное видение, это видение красоты природы, (портретов) святых и мудрецов, посещение празднеств в храмах.

Саттвичная диета, это саттвичные запахи, саттвичные ароматы, саттвичная пища, саттвичные напитки.

Саттвичное слушание, это слушание рассказов, переживаний и посланий святых и мудрецов, которые стремятся к Богу, которые осознали Его, это слушание саттвичных лекций, саттвичной музыки и саттвичных песен.

Звуки, виды, впечатления, идеи, уроки, контакты, коллизии – все должно содействовать скромности, уравновешенности, самообладанию и простодушию. Место, где мы проводим свою жизнь, оказывает тонкое влияние на характер и идеалы. Сатсанг или общество добродетельных людей также является чрезвычайно важным.

0

10

7. Питание и характер

Человечество представляет собой нераздельное единство. Однако, мы видим, что люди имеют различные взгляды, что постоянно происходят конфликты между различными религиями, что существует напряженность между кастами, и что страны враждуют друг с другом.

В чем причина всех этих конфликтов? А причина в питании (ахарам). Пища, которую вы едите, является причиной всех этих различий, так как, в конечном счете, именно она определяет, какой вы есть.

В пище, которую вы едите, существует три качества: саттва, раджас и тамас. Некоторые люди едят только саттвичную пищу, другие только раджасичную, третьи тамасичную или в сочетании. Различия в поведении определяются различными продуктами, которые они едят.

Прочная дружба может существовать только между людьми, питающимися саттвичной пищей. Если вы хотите иметь постоянные взаимоотношения и дружбу с Богом, ваши привычки и мысли должны быть саттвичными. Именно пища определяет состояние и склад ума.

Ограниченное и саттвичное питание необходимо для духовного развития. Духовная практика (садхана) не принесет каких-либо результатов до тех пор, пока вы не измените характер своего питания. Следует всегда и везде стараться есть только саттвичную пищу.

Вы можете знать наизусть все Веды, изучить Веданту и выполнять каждую духовную практику, но запомните, что все это должно сопровождаться очищением сердца и сознания, питание в этом имеет исключительное значение.

Общество, в котором пища потребляется, место, посуда, в которой она готовилась, эмоции лиц, готовивших и подающих ее, все это оказывает тонкое влияние на характер и эмоции лиц, которые едят эту пищу.

Грубая часть пищи выделяется в качестве испражнений. Тонкая часть пищи формирует кровь. Часть между тонкой и грубой формирует мускулы нашего тела. Часть, которую можно назвать эссенцией, формирует ум.

Аналогично, вода, которую мы пьем, должна быть чистой. Если вода чиста, то грубая ее часть выделяется в качестве мочи, а тонкая часть образует прану (жизнь, дыхание жизни, жизненная сила, эссенция жизни).

Вода формирует жизнь. Пища формирует ум. Теперь вы понимаете какая тесная связь между умом и пищей, которую вы едите и пьете.

0

11

8. Основная причина нездоровья

В чем основные причины нездоровья? Из 8400000 видов живых существ 8399999 видов живут тем, что дано Богом в природе, и поэтому обычно не страдают от болезней.

В угоду своему вкусу и другим чувствам, человек меняет состав и свойства продуктов, данных природой, подвергая их процессу варения, жарки, смешивания и концентрации, в результате чего в них не остается жизненности.

Птицы и звери не заимствуют такие вредные методы. Они едят продукты сырыми и потребляют дающую силу жизненную эссенцию. Поэтому они не становятся жертвами многих болезней, к которым человек привел себя сам.

Посадите вареные бобы в землю: они не прорастут. Как тогда они могут дать энергию живому? Витамины, белки и другие ценные ингредиенты разрушаются, когда пища готовится, чтобы удовлетворить вкус. Молодым людям достаточно 2000 калорий в день. Для здоровой жизни, человеку необходимо лишь 1500 калорий в день.

Наши предки принимали пищу дважды в день, а древние мудрецы только один раз в день. Они объявили, что человек, питающийся один раз в день является йогом, питающийся дважды в день – бхоги (наслаждающийся), а питающийся трижды в день – роги (больной).

0

12

9. Саттвичная, раджасичная и тамасичная пища

Какая пища является саттвичной? Предпочтительно это неприготовленная пища, орехи и фрукты, неприготовленные сырые бобовые, еще лучше, едва проросшие. Они обеспечивают долгую жизнь. Перед употреблением, бобовые, как, например, мунг, дал, сою следует замочить в воде до состояния, когда их можно будет жевать.

Кокос является хорошей саттвичной пищей. Кокосовый орех, кокосовое молоко, сырые или наполовину приготовленные овощи и зелень полезны для здоровья. Корнеплоды и клубни являются саттвичной пищей. Овощи, растущие над землей, более способствуют хорошему умственному развитию, чем корнеплоды, растущие под землей.

Мука, молоко, фрукты и бобы являются саттвичной пищей. Пахта даже лучше, чем молоко. Пища, которая делает человека счастливым, которая является привлекательной, сочной, маслянистой, вкусной часто может быть саттвичной. Саттвичную пищу можно соединять с маслом, но не с жиром.

Старшее поколение этой страны (Индии) привыкло в качестве первого приема пищи, утром употреблять небольшое количество риса, замоченного в свернувшемся молоке. Это хорошая саттвичная пища; или они выпивают некоторое количество жидкой каши из раги, что в равной мере хорошо. Не ешьте слишком много риса.

Пейте больше воды, но не во время приема пищи, а за некоторое время до или после еды. Питайтесь регулярно, в соответствии с установленным расписанием. Люди смогут жить дольше и быть здоровее, если только станут есть минимум.

Некоторые люди ошибочно полагают, что саттвичное питание должно состоять только из молока, йогурта, сладостей и фруктов. Они считают, что станут саттвичными, потребляя большое количество этих лакомств. Они совершенно заблуждаются.

Чрезмерное потребление молока и его продуктов пробуждает и усугубляет раджасичные и тамасичные качества человека. Качество и количество употребляемой пищи определяет наши мысли и эмоции.

Пища, которой человек питается в настоящее время, по существу является раджасичной и тамасичной. Это является причиной жестокости и беспокойства в умах людей. Их физическое здоровье также плохое. Пища определяет гуну, а гуна стремится к пище, подходящей для нее; таким образом порочный круг замыкается.

Вы теперь питаетесь растениями, овощами с искусственными удобрениями и они не имеют той природной силы, которую должны иметь. Существующие удобрения полны недостатков. В результате, обнаруживается увеличение числа раковых и сердечных заболеваний.

Основная причина рака – коммерческий сахар. Очень многие лекарства также являются плохими. Дайте природе все возможности побороть болезнь и привести вас в порядок. Применяйте больше принципов натуропатии и перестанете бегать по докторам. Для всех болезней желудок является ключевой точкой.

Какая пища является раджасичной? Раджасичная пища является противоположностью саттвичной. Это слишком соленая, слишком сладкая, слишком горькая, слишком горячая, слишком кислая, слишком пряная, слишком благовонная пища. Такая пища возбуждает и опьяняет. Полностью сухую пищу, не содержащую масло, также не следует есть. Индийцы употребляют много тамаринда, что вредно для здоровья.

Слишком горя-чая пища, пряная или кислая может быть приравнена к вину и мясу. То, что вы называете солением, буквально означает покрытие пищи солью. Воздействие от соли сильнее, чем от вина. Я советую тем, у кого высокое кровяное давление, не употреблять соль, так как она загрязняет кровь.

Алкогольные напитки и мясоедение активизируют раджа-гуну. Употребление свежего мяса развивает бурные наклонности и вызывает болезни животных. Мясо развивает в вас демонические качества. Возможно солдатам в армии нужна такая пища, но духовным претендентам – нет.

Вместе с тем, важно заметить, что те, кто питается вегетарианской пищей, менее склонны к болезням, тогда как не вегетарианцы подвержены многим болезням. Не вегетарианская пища воздействует не только на тело человека, но также оказывает вредное воздействие на ум.

Грех убивать невинных животных ради наполнения наших желудков. Бог присутствует в каждом живом существе, как вы можете причинять им такие страдания? Животные существуют не для того, чтобы служить пищей человеку, они пришли в мир прожить свои собственные жизни.

Какая пища является тамасичной? Пища, которая угнетает, разрушает и вызывает болезнь, является тамасичной. Тамасичная пища ослабляет интуитивный ум (буддхи). Чрезмерное тамасичное питание ведет к психическому расстройству. Предаваться разнообразию вкусной пищи является тамасичным.

Если вы приготовили пищу, не следует сохранять ее для других людей; она становится тамасичной. Горячая пища, которая полностью остыла, является тамасичной. Не храните пищу один или два дня, или даже дольше, она становится тамасичной.

Ешьте приготовленную пищу тотчас же после ее приготовления. Чем дольше вы ждете, тем более тамасичной пища становится. Нескоропортящиеся продукты, как, например, воздушный рис, являются тамасичными. Пища, которая начала пахнуть, также тамасична. Вино и мясо являются источником многих тамасичных качеств.

Грязные мысли приходят от рыбы. Рыба также является тамасичной пищей. Пищу в которой много жира и крахмала, которая является тамасичной по своему воздействию, следует избегать. Как вы можете лечить диабет и проблемы с давлением крови? Золотое правило, или рецепт, это – контроль питания!

Те, кто знает, что физическое здоровье является величайшим сокровищем, едят только саттвичную пищу. Тамасичная и раджасичная пища приводят ум к рабству. Ешьте саттвичную пищу и ваша божественная природа станет выражать себя. Божественный мир проявится в результате саттвичного питания.

http://sss.vn.ua

0

13

10. Очищение нашей пищи

Прежде, чем приступить к еде, следует помолиться и предложить всю пищу Богу, чтобы совершить обряд ее очищения. Такая пища становится освященной (прасадам). Где бы вы ни были, перед едой следует вспомнить следующие два стиха из Гиты и Асатома молитву.

        БРАХМАРПАНАМ, БРАХМА ХАВИР,
        БРАХМАГНАУ БРАХМАНА ХУТАМ;
        БРАХМАЙВА ТЕНА ГАНТАВЬЯМ,
        БРАХМА КАРМА САМАДХИНА.
        IV: 24


Акт подношения есть Брахман, само подношение есть Брахман, Брахман – возлияние, проливаемое Брахманом в священный огонь, который есть Брахман. Тот достигает Брахмана, кто во всех своих действиях полностью поглощен в Брахмане.

    АХАМ ВАЙШВАНАРО БХУТВА,
    ПРАНИНАМ ДЕХАМ АШРИТАХ,
    ПРАНА-АПАНА САМАЮКТАХ,
    ПАЧАМЙ АННАМ ЧАТУР ВИДХАМ.
    XV: 14


Я есть Вайшванара, всепроникающая космическая энергия, пребывающая в телах живых существ. Будучи соединенной с дыханием жизни, входящим и выходящим, Я поглощяю различные виды (4 типа) пищи.

До возношения этой молитвы, пища является просто пищей, но будучи предложенной Господу, она становится прасадам (освященной пищей). Эта молитва устраняет все недостатки и изъяны в посуде и пищевых изделиях так же, как и удаляет любые отрицательные влияния, возникшие в процессе приготовления пищи.

Целью воспевания четырнадцатого стиха пятнадцатой главы Гиты является достижение успеха в мирских делах и преодоление препятствий на духовном пути. Пища, которую мы едим, во многом определяет наше будущее. Она определяет тип наших мыслей.

Во время приема пищи не следует думать о чем-то другом. Если во время еды мы эмоционально говорим, то мысли, связанные, с этими словами, глубоко проникают в нас. Не следует много говорить во время еды, это вредно.

    АСАТО МА САДГАМАЙЯ,
    ТАМАСО МА ДЖЬЁТИР ГАМАЙЯ,
    МРИТЬЁР МА АМРИТАМ ГАМАЙЯ,
    ОМ ЩАНТИ, ЩАНТИ, ЩАНТИХИ.


Веди меня от неистинного к истинному, от тьмы к свету, от смерти к бессмертию, Ом мир, мир, мир.

Перед едой также можно спеть Гаятри мантру.

http://sss.vn.ua

0

14

11. Гаятри мантра

    ОМ, БХУР БХУВАХ СВАХА,
    ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬАМ,
    БХАРГО ДЕВАСЙА ДХИМАХИ,
    ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЙАТ.


О, Божественный источник, который существует во всех трех калах (временах: прошедшем, настоящем и будущем), во всех трех локах (мирах: небесах, земле и низших сферах) и во всех трех гунах (свойствах: camee, раджасе и тамасе), Я молю Тебя озарить мой ум и рассеять мое невежество, как блестающий солнечный свет рассеивает любой мрак. Я молю Тебя сделать мой ум спокойным, ясным и просвещенным.

Дети, именно сейчас для вас самое счастливое время. Откройте свои сердца и повторяйте эту мантру, и вы станете удачливыми в жизни. Если вы будете воспевать Гаятри мантру, а также почитать своих родителей как Бога, то результаты этих совместных действий произведут огромное влияние на вашу жизнь, наполнив ее благородством и великолепием.

Гаятри мантру можно повторять всегда и везде. Я бы посоветовал вам, молодые люди, повторять ее когда вы моетесь. Не пойте плохие и оскверняющие песни. Гаятри мантра защитит вас от зла где бы вы ни были: в автобусе, поезде, самолете, на базаре или на улице. Никогда не забывайте о Гаятри мантре.

Гаятри мантра является универсальной молитвой, записанной в Ведах, самом древнем священном писании человечества. Гаятри мантра содержит в себе суть Вед. Одно из предназначений Гаятри в том, что она защищает и благоприятствует дживам (индивидуумам).

http://sss.vn.ua

0

15

12. Саттвичная пища

Пища, предложенная Богу, направляет вас на путь дхармы.

Чистая, натуральная, неприготовленная пища:
свежие фрукты
свежие орехи (замоченные в воде)
кокосовый орех и свежее кокосовое молоко
свежие семена кунжута
свежие корнеплоды и клубни
свежие неприготовленные овощи (если необходимо, то приготовленные наполовину)
свежие земляные орехи (замоченные в воде)
свежие бобовые, например соя, мунг, чечевица (замоченные в воде)
проросшие бобовые
немного риса, замоченного в воде или свернувшемся молоке
жидкая каша из раги
пища, содержащая натуральное масло
немного меду (не топленого)
пальмовый сахар-сырец
немного сырого молока (от крупного рогатого скота, содержащегося с любовью и мудростью)
немного пахты
немного йогурта
немного масла
немного творога
пахта лучше, чем молоко

ЕШЬТЕ
        умеренно
        в тишине
        регулярно
        медленно
        в чистом помещении
        в хорошем обществе
        с правильным настроем
        один раз в день
        пост один день в неделю
        не пейте во время еды
        пейте больше чистой воды между приемами пищи
        хорошие виды, звуки, запахи, общение
        чистая окружающая среда
        достаточная тренировка (хождение пешком, езда на велосипеде)
        достаточный отдых и сон
        достаточно солнечного света

Чистая вода

Чистый воздух

НЕ слишком много
" слишком горячее
" слишком соленое
" слишком сладкое
" слишком кислое
" слишком острое
" слишком горькое

http://sss.vn.ua

0

16

13. Раджасичная пища

Продукты, выращенные с применением удобрений и других химикатов
горячая пища
сухая пища с отсутствием масла
перец
тамаринд
лекарства
табак
алкогольные напитки
слишком много молока и молочных продуктов
слишком много фруктов
мясо, рыба
яйца
кофе, чай
соль

слишком много
" горячее
" соленое
" сладкое
" кислое
" острое
" горькое

много книг, фильмов, журналов и газет
чувственные сцены, волнующие зрелища
агрессивные звуки

http://sss.vn.ua

0

17

14. Тамасичная пища

Продукты, выращенные с применением удобрений и других химикатов
горячая пища, которая полностью остыла (хлеб и т.д.)
большинство промышленной пищи
искусственная пища
тамаринд
лекарства
табак
алкогольные напитки
слишком много молока и молочных продуктов
пастеризованное молоко и молочные продукты
слишком много фруктов
мясо, рыба
кофе, чай
шоколад
коммерческий сахар
жир
крахмал

бессмысленное задавание вопросов и споры
много книг, фильмов, журналов и газет
страшные сцены
отвратительные запахи

http://sss.vn.ua

0

18

Человек, ум и Атма

Студенты и учителя! Ради телесных удовольствий человек трудится изо всех сил — упорно и непрерывно, день и ночь. Тот, кто осознает, что Атма (Дух) отличен от тела, не будет подвержен никакому беспокойству. Поистине, если каждый человек осознает природу и цель человеческого существования, эти трудности не возникнут. Упанишады утверждают: если тот, кто рожден человеком и растет в человеческом обществе, не знает значения слова манава (человек), — такой человек хуже птиц и зверей.

Человеческое рождение — чудесная вещь. Оно открывает безграничные возможности. Оно важно в высшей степени. Слово “человек” относится не только к физическому телу. Человеческое существо — соединение тела, ума и Атмы. Действовать через тело, познавать через ум и иметь Атму в качестве наблюдателя за этими двумя — это составляет манаватвам (человеческое существование). Действие, познание и осознание — эти три этапа выражают внутреннее значение человеческой жизни. Полное невежество — приравнивать человеческую жизнь только к телу. Студентам нужно понять с самого начала, что человек должен познать природу и цель человеческого существования и вести осмысленную жизнь.

В первую очередь нужно заняться умом. Только тот, чей ум совершенен, может называться человеком. “О чем человек думает, тем он и становится”.

Пять оболочек, которые окутывают человека

Человек окружен пятью оболочками: оболочкой пищи (аннамайя), жизненной силы (пранамайя), ментальной (маномайя), оболочкой целостного сознания (виджнянамайя) и блаженства (анандамайя). Физическое тело поддерживается пищей. Поэтому оно называется стхула шарира (грубое тело). Следующим идет сукшма шарира (тонкое тело), которое состоит из трех оболочек — жизненной силы, ума и целостного сознания. Тонкое тело — основа всех удовольствий и неприятностей, испытываемых человеком. Весь опыт человека основывается на этом тонком теле. Затем идет анандамайя коша (оболочка блаженства). Она — основа всего Космоса.

Космическое Сознание, которое присутствует в телесной оболочке, называется “телесным сознанием”. Это значит, что даже в грубом теле присутствует Чайтанья (Сознание). Сознание, присутствующее в пранамайя коше, не только выражает жизненное начало, но и служит основанием жизненной силы.

Третьим идет Атмическое сознание, которое освещает ум — маномайя кошу. Четвертое — сознание в виджнянамайя коше. Оно — основание всего Космоса. Оно называется чит — всепроникающее Космическое Сознание.

Чистое божественное “Я”, Высший Пуруша превосходит все это. Он — источник всей силы. Он — воплощение Неограниченной Воли. Эта сила защищает Космос. Древние мудрецы старались исследовать природу Анандамайя коши (оболочки Блаженства). Они искали, как испытать это блаженство.

Манава означает Атма

Прежде всего, значение слова манава (человек) должно быть правильно понято. Оно означает Атма (“Я”). Именно из Атмы появились пять первоэлементов (эфир, воздух, огонь, вода и земля). Человек взял под контроль эти пять элементов. Он стал их властелином. Но неспособный понять основную природу человеческого существования, человек сегодня стал рабом своих чувств. Веданта утверждает, что тот, кто знает свою собственную реальность, может знать все. Чтобы открыть, кто вы есть, вы должны избавиться от поверхностного взгляда на вещи. Весь опыт, основанный на восприятии чувств, есть внешний опыт. Это только отражение внутренних процессов. Считать их реальными и постоянными и игнорировать Бога, который есть Вечная Сущность, — значит проводить зря свою жизнь. Следовательно, человеку необходимо использовать ум, чтобы осознать свою божественность.

Ум — причина (даритель) всех человеческих удовольствий и скорби. Он также — средство для достижения мукти (освобождения). Именно ум помогает человеку забыть эфемерный мир в процессе развития от человека к Богу. Само имя человека, нара, подразумевает то, что он нетленный. Это — духовная истина человека. Человек, следовательно, есть не тело, но бессмертное “Я”.

Уровни работы ума

Ум функционирует на пяти различных уровнях. Первый — обычный ум, второй — Сверх-ум, третий — Высший ум, четвертый — Просветленный ум, и пятый — Запредельный ум. Человек может познать свою истинную природу, только когда он поймет эти состояния ума.

Сверх-ум: Чтобы понять его, должно быть проведено внутреннее исследование. Это требует обращения внешне ориентированного взгляда вовнутрь. Когда это сделано, приходит понимание, что физическое тело инертно. Ум — это отражающее зеркало. Буддхи (интеллект), читта (воля) и ахамкара (эго) — аспекты ума. Все они подвержены изменениям. Но они основываются на чем-то, что не меняется. Первый вывод, который следует сделать из этого внутреннего исследования, это то, что в человеке присутствует неизменная божественная сущность.

С этим пониманием можно двигаться к осознанию Космического Божественого Начала. Для этого нужно понять, что божественное Сознание, присущее индивидууму, присутствует также и во всех остальных существах. Это — Космическая Сила. Всепроникающая божественная Сила везде одна и та же. Не существует другой силы. Тела могут быть разнобразными, как электрические лампы. Но энергия, заставляющая их светиться, одна. Когда эта истина будет осознана, вы будете ощущать Космическое Божественное Начало.

Недостаточно осознать свою истинную сущность. Человек не может искать индивидуального спасения. Он должен испытать единство, которое лежит за многообразием творения. Только когда единство осознано, можно понять истинное значение человеческого существования.

В настоящем все человеческие усилия и исследования ограничены физическим, витальным и ментальным мирами. Путешествие здесь кончается. Человек достиг лишь уровня обычного ума. Но ему нужно подняться до Запредельного ума.

Как далеко может вас увести обычный ум? Он может вас довести до пределов понимания джагата (физического мира). Ум необходим для понимания множества физических объектов и явлений в мире. Но пока человек ограничивает себя возможностями обычного ума, он остается человеческим существом. Чтобы подняться на более высокий уровень, ему необходимо стать аманаской — человеком, преодолевшим обычный ум. Сначала он должен достичь стадии Сверх-ума.

Безграничные возможности человека

Сверх-ум относится к сукшма шарире (тонкому телу). В тонком теле чувства, ум, интеллект, воля, эго и физическое тело отсутствуют, и присутствует только четана шакти (сознание). Нужно продвигаться дальше, к карана шарире (причинному телу). Причинное тело содержит силу, которая контролирует тело, чувства, ум и т.д.

Это означает, что у человека внутри скрыты удивительные и безграничные возможности. Ничто в мире не лежит за пределами его постижения. Человек сегодня считает себя могущественным и всезнающим. Но эти возможности относятся только к физическим силам природы. Есть, однако, невидимая, неведомая, непроявленная сила внутри него. Это Космическая Сила в человеке. Она всепроникающа. Она есть в каждом человеческом существе. Если принимать во внимание только форму, то между микрокосмом и макрокосмом есть явное различие, как различается воздух в воздушном шаре и воздух в огромной внешней атмосфере. Однако когда шар лопается, воздух внутри сливается с безграничным воздухом снаружи.

Человеческие тела — как воздушные шары. Безграничная сила внутри каждого тела считается безгранично малой. Но это — часть универсальной Космической Силы.

“Аноранейян Махатомахейян” (Меньше, чем атом и больше, чем необозримый), утверждают Упанишады. Но сила в обоих одна и та же.

Хотя мысли в уме, действия тела и роль Атмы как наблюдателя кажутся различными, они тесно взаимосвязаны. Различия существуют в формах, но испытываемое блаженство одно. Таким образом, Упанишады декларируют истину, что Один существует во множестве.

Человеческая сущность неотделима от божественной. Обе они — одно. Поэтому на второй стадии, когда вы развиваете широкое видение, вы испытываете чувство единства индивидуума, Вселенной и Бога. Это называется Божественной Вселенской Формой. Как можно познать это? Не ощущая мириады различий между объектами, но осознавая стоящее за ними единство и божественное начало в каждом из них. Это значит, что человеческие существа не должны рассматриваться как неисчислимые отдельные сущности. Чайтанья (Сознание), которое есть в каждом из них, есть одно и то же Космическое Сознание. Оно пронизывает все. Например, воздух предназначен для дыхания не только одного человека. Тем же воздухом дышат и остальные. Воздух, который заполняет все, используется для дыхания каждым сообразно его потребностям.

Обрекая себя на ограничения тела, человек считает себя слабым и немощным существом. Как только он осознает свою божественность, он поймет также свои безграничные возможности.

Познание внутренней реальности

Следовательно, первая задача человека — познание собственной внутренней божественности. Студенты должны выяснить, кем они являются, осознать свою внутреннюю реальность. Современное образование, однако, пытается научить всему на свете, кроме знания о том, кто мы такие. Это полнейшее невежество. Огромный прогресс науки сопровождается непомерным ростом невежества. Такой односторонний прогресс науки может приводить только к неведению о реальности. Пока люди погружены в различия и разногласия, они только углубляют свое невежество.

Человек должен выйти за пределы низшего ума к Запредельному уму. Это не невозможно. Все возможно для человека, если он имеет веру в себя. Но его отягощают сомнения, сможет ли он совершить что-либо великое с его ограниченными физическими возможностями. Тело ограничено, но человек — нет. Когда ограниченное тело приравнивается к “Я” (Нену на телугу), человек теряется в ограничениях тела, забывая о возможностях “Я”. Все сомнения человека возникают из этой ошибки. Человеку следует осознать непостоянство деха (тела) и бессмертие Дехи (Обитателя тела). Этот Дух есть Бог.

Человеческое тело называют кшетра (поле), так как обитающий внутри Дух есть Кшетраджня (Знающий поле). Он есть воплощение Атмы. Студенты должны понять природу Кшетраджни, Божественного Знающего, в каждом из них. Студентам следует иметь веру в себя. Это означает, что нужно избавиться от барьеров, которые отделяют их от “Я”, а именно — от сознания тела. Тогда они ощутят блаженство, которое выше всех оболочек, окружающих человеческое тело.

Студентам нужно понять, что Космическая Сила есть у каждого индивидуума. Их не должны сбивать с толку различия в формах. Если человек не обладает великими способностями, как же тогда он смог сделать столько удивительных открытий?

Необходимо духовное развитие

В то время как человек достиг поразительного прогресса в науке и технологии, особенно в областях ядерной энергии и электроники, он постоянно деградирует в нравственной, социальной и духовной сферах. С одной стороны, имеется экономическое развитие. С другой — различия в классах, кастах и верах, языках и территориях. Недовольство среди студентов растет. Именно животная природа в человеке развивает эти разногласия. Есть четыре набора качеств в человеке: животные, демонические, человеческие и божественные. Человек развивает не божественные атрибуты, а умственные способности.

Человек должен иметь веру в себя и в Бога — это секрет величия. Студенты не должны считать себя слабыми и скудоумными созданиями. Полагайтесь на свою совесть, а не на непостоянное тело или переменчивый ум. Сделайте веру дыханием своей жизни.

Атма — источник всех сил.

Атма (Совесть) — источник всех ваших сил. Эта истина провозглашается вами как “Со-Хам”, которое звучит при каждом вашем дыхании. Смысл мантры дыхания “Со-Хам” такой же, как мантры “Хамса Гаятри”. Хамса (Лебедь) известен своей способностью отделять молоко от воды. Хамса Гаятри произносится, чтобы отделить сознание тела от Атмы.

Гаятри означает контроль над чувствами. Гаятри имеет другие имена — Савитри и Сарасвати. Савитри — повелительница жизни. Сарасвати — правящая богиня Вак (речи). Гаятри-мантра “Бхур-Бхувах-Суваха”, относится к телу (Бхур), жизни (Бхувах) и Сознанию (Суваха). “Бхур-Бхувах-Суваха” не означает три мира вне человека. Все три внутри его. Поэтому человек — не обычное существо. Он есть Чайтанья-Сварупа (воплощение Космического Божественного Сознания).

Человек разменивает драгоценный камень божественности на мелочные плотские удовольствия. Это совсем неправильно. Тот, кто осознал свою божественность, включается в божественную деятельность. Эта трансформация должна произойти в мировоззрении человека. Человек должен преодолеть ум и достичь состояния целостности — чит. Это — полное достижение человеческой сущности. Из него проистекает ананда (блаженство).

Разлад и насилие в мире происходят благодаря различиям, появляющимся из эгоизма. Этот эгоизм должен исчезнуть. Для этого требуется, чтобы человек придерживался универсальной истины, которая одна для всего человечества и действительна для любого места и времени.

Древние мудрецы провозгласили два вечных девиза: “Сатьям вада, дхармам чара” (Говори правду, действуй по справедливости). Это подобно двум глазам человека. Сегодня человек потерял эти глаза и потому беспомощен. Человеку следует понять, что он возник из божественного Атмы.

Ученики должны развивать всеобъемлющий взгляд и стараться служить всем, независимо от расы или религии. Это — истинная цель образования. Оно должно привести вас к осознанию “Я”, которое находится в каждом. Образование должно приводить к возвышению сознания. Используйте Летние курсы для очищения своего ума, чтобы вы могли жить бескорыстной жизнью. Для этого нет другого пути, кроме духовного.

Лекция Сатьи Саи Бабы в Бриндаване на открытии Летних Курсов 20-5-1993

0

19

Покорите ум и осознайте себя

Воплощения любви! Для того, чтобы видеть лампу, которая дает свет, вам не нужна другая лампа. Так же нет необходимости в каком-либо другом орудии познания, чтобы понять блистающего Атму. “Я” неизменно. Буддхи (интеллект) не имеет своего света, но он сияет излучением Атмы. Если интеллект способен понимать и судить обо всем в мире, он делает это только благодаря силе “Я”. буддхи, или интеллект, основывается на медха шакти (интеллектуальной силе). Сила интеллекта есть только отражение Атма Чайтаньи (сияния Атмического сознания).

Ум имеет два аспекта, деятельный и воспринимающий. Он есть причина привязанности и чувства обладания. Действия человека более очевидны в состоянии бодрствования, чем в состоянии сновидений или глубокого сна. В состоянии глубокого сна сияет Сверх-интеллектуальное Сознание, а ум, чувства и интеллект бездействуют. Так же как раскаленное докрасна железо светится ярче, чем сам огонь, хотя огонь и является причиной этого свечения, индивидуальное интеллектуальное сознание сияет ярче, чем Космическое Сознание. В состоянии глубокого сна, когда обычный ум бездействует, Сверх ум становится активным. В этом состоянии человек не имеет желаний, страха и беспокойства.

Контролируйте ум и поднимайтесь выше

Человек скован умом и чувствами. На духовном пути требуется сначала поставить ум под контроль. Когда обычный ум остановлен, вы можете достичь состояния Сверх-Ума. В этом состоянии нет физических или преходящих мирских чувств. Пока ум чист, ничто недоброе не вторгнется в сердце. Когда он загрязнен плохими чувствами, есть почва для плохих мыслей.

Нам нужно осознать тот факт, что жизнь человека зависит от функционирования ума. Человек остается человеком, пока им правит ум. Как только он выходит за пределы ума, он может наслаждаться безграничным Космическим Сознанием. Например, вы строите большой дом со множеством спален, жилых комнат, столовых и ванных комнат. Огромный дом кажется разделенным на множество маленьких комнат. Это из-за того, что стены разделяют его на комнаты. Если убрать стены, дом станет одним огромным помещением. Подобно этому, тело есть упадхи (вместилище), которое ограничивает восприятие человека пределами тела. Когда вы избавитесь от этого сознания тела, вы ощутите огромное пространство Космического Сознания, которое пронизывает всю Вселенную.

Так же как руки, уши, глаза и ноги являются анга (органами) тела, так и все человеческие существа являются членами общества. Далее, само общество является частью человечества. Человечество есть часть пракрити (природы), а пракрити есть часть Бога. Следует видеть эти анга-анги-бхава — отношения между божественным и человеческим существом в надлежащей перспективе.

Сердце — престол Бога

Хотя человек одарен буддхи (интеллектом), он не может контролировать чувства. Следует понять великое значение человеческой жизни, которое выше, чем значение жизни любого другого существа. Из-за отождествления себя с телом человек забывает о своей божественности. Вы много изучаете пракрити (природу) и мирские явления и живете искусственной жизнью, не понимая, что сердце есть трон Бога. Если вы позволяете плохим чувствам входить в сердце, оно загрязняется и Богу там уже не находится места.

Сейчас в мире загрязнены не только индивидуальные чувства, но также все пять элементов. Воздух загрязнен. Вода загрязнена, и все, что вы видите, слышите или до чего дотрагиваетесь, загрязнено. Как вы можете ожидать мира в мире? Веданта учит, что мы должны выйти за пределы ума и развить внутренний взгляд, чтобы предотвратить вхождение плохих чувств в сердце и загрязнение престола Бога.

Когда мудрец Агастья спросил Раму, почему Тот действует как человек, Рама, делая вид, что не знает о своей божественности, сказал: “Разве Я — Бог?” Именно из-за сознания тела человек не понимает своей божественности. Тело — только инструмент. Мы едим, чтобы поддерживать тело. Мы нуждаемся в пище, чтобы поддерживать тело, и в одежде, чтобы защититься от холода и жары. Тело — источник всех болезней, происходящих от тришны (желаний). Желание вызывает рагу и двешу (привязанность и ненависть). Нет ничего предосудительного в желании иметь пищу, кров и одежду. Только излишние желания вызывают привязанность и разочарование. Желания должны иметь предел. Они не должны становиться скрытой болезнью. Страсть к накоплению не встретишь у птиц и зверей, она распространена только среди людей. Человек теряет свои человеческие качества из-за жажды накопления в эгоистических целях.

Для трансформации необходимо очищение

Как человек должен трансформировать себя? Вот пример. Кусок угля нельзя сделать белым с помощью мыла. Вы знаете, что уголь получается из дерева. Дерево, помещенное в огонь, становится углем. Когда уголь помещают в тот же самый огонь, он сгорает полностью и становится ослепительно белым. Уголь когда-то был деревом; когда дерево сжигают, оно превращается в промежуточную форму угля, а когда его сжигают до конца, он достигает конечной формы — золы, котрая есть вибхути, пепел, представляющий собой конечную форму всех существ. Это показывает, что все материалы в мире должны очищаться огнем и достигать конечной стадии Брахмана. Тело человека также ожидает такой конец. Но внутренняя реальность человека неизменна. В этом значение человеческой жизни. Бог есть “Сарвабхута антаратма” — Обитающий во всех существах, так как в Атме нет изменений. Человеческие жизни продолжают возникать, как волны в океане. Но океан Космического Сознания остается неизменным.

Вселенная — форма Бога

Предположим, вы сделали статую Кришны из серебра. Все части статуи — серебро. Когда вы видите форму Кришны в статуе, вы не видите серебра. Когда вы хотите увидеть только серебро, из которого изготовлена статуя, форма ускользает от вашего взгляда. Аналогично, когда вы обращаете свой ум к Богу, который пронизывает всю Вселенную, ум заполняется Богом и вы не видите различия в формах объектов мира. Если ум направлен на мирские объекты, вы не можете видеть божественное начало, которое пронизывает все эти объекты. “Вишвам Вишнусварупам” — Вселенная есть форма Господа. Бог — причина, а Вселенная — следствие. Неспособность понять причину и следствие приводит к заблуждению.

В высшей степени ценная человеческая жизнь обесценивается. Нищий, просящий милостыню, называет себя анатхой (не имеющим поддержки). Это неправильно. Для каждого Бог есть натха (поддержка). Только Бог является Анатхой, так как нет никого над Ним, кто бы поддерживал Его. Тьягараджа считал Раму своим защитником и не заботился о мирском богатстве. Он считал служение стопам Рамы самым большим сокровищем. Кабир был бедным ткачом и делился своей пищей с другими. Когда царь послал ему золото и провизию, Кабир воскликнул: “Для кого царь прислал все это?” Слуги ответили: “Царь прислал это для тебя, поскольку ты — анатха (беспомощный). Он ответил: “Я не беспомощен. Рама — мой Натха (господин). Вы не можете сказать, что я не имею поддержки. Только Рама не имеет никого, кто бы поддерживал Его. Отдайте это Ему”. Кабир говорил, что Анатха означает “Бог”. Вам следует понимать истинное значение слов.

Тело приходит и уходит, но Атма вечен

Воплощения Божественного! Имейте веру только в Атму. Тело, ум и интеллект похожи на одежду, которую вы носите. Плачете ли вы, когда меняете старую одежду на новую? Смерть есть смена одежды. Из-за долгой связи с телом вы плачете перед смертью. Если вы будете считать отношения временными, вы не захотите плакать. Вы должны привязать себя только к Богу и ни к кому и ни к чему более в мире. Бог — вечный друг.

Куда уходит Атма после смерти? Этот вопрос волнует умы многих людей. Что происходит с Атмой, когда оставляется тело и как долго ждать следующего рождения? Это нелепые вопросы. Приведу пример. Если вы повернете выключатель, лампочка загорится, так как через нее потечет электрическая энергия. Когда лампочку выкручивают, с энергией ничего не случается, она все равно присутствует, хотя лампы нет. Подобно этому, тело приходит и уходит, но Атма вечен.

Воплощения божественного Атмы! Вы должны избавиться от ограниченных идей и взглядов. Все мирские вещи — как проплывающие облака. Только одно вечно и неизменно. Это Брахмататтва (природа Брахмана). Это следует осознать путем чистой Любви.

Лекция Сатьи Саи Бабы в Бриндаване 20-5-1993

Есть три категории человеческих существ. Есть те, кто верят в Бога, есть те, кто не верят в Бога и есть те, кто вообще безразличен. Например, в кустах цветет цветок. Верующие (астика)- это те, кто, чувствуя аромат, пытаются найти его источник. Далее идут те, кто наслаждаются ароматом, но не заботятся о том, откуда он исходит — это “неверящие” верующие. Есть, наконец, те, кто не ищет цветок и не чувствует его запаха. Этих можно назвать неверующими. Мы говорим, что неверующие — это те, кто не имеет веры в Бога, но на самом деле это не так. Нет никого, кто бы не верил в себя. Все люди, которые верят в себя — верующие.

— БАБА

0

20

Человек, ум и Космос

Воплощения божественной Любви! Грубое тело формируется из комбинации панча махабхутас (пяти первоэлементов) и действия кармы (прошлых действий). Это тело есть причина и удовольствия, и боли.

    Только тот воистину человек
    Кто знает то, посредством чего
    Все может быть познано,
    И без знания чего
    Ничто другое не стоит познания.
    Он — знающий Высшую Истину.


В человеческой жизни каждому следует попытаться понять истину, относящуюся к стхула, сукшма, карана и Махакарана (грубому, тонкому, причинному и Сверхпричинному) телам. Только тогда человек поймет явления мира. Он постигнет природу человека, мира и взаимоотношения между Богом и человеком.

Тонкое тело связано с Майей

Физическое тело инертно. Оно формируется объединением физических составных частей. Тело составлено из элементов, таких как железо, кислород, водород, фосфор, кальций и т.д. Таким образом, тело описывается как инертная материя.

Сукшма шарира (тонкое тело) есть майя сварупа (форма иллюзии). В состоянии сновидения ум не только создает себя, но также испытывает удовольствие и боль, горе и страх. Эти иллюзорные создания ума ощущаются в тонком теле. Эти ощущения кажутся реальными только в момент сна. Майя — то состояние ума, при котором то, что не существует, воспринимается как существующее, а то, что существует, не воспринимается. Все ощущения во сне при пробуждении предстают нереальными. Дворцы, видимые во сне, исчезают, стоит открыть глаза.

То, что истинно и реально, должно существовать и в состоянии бодрствования, и в сновидениях, и в состоянии глубокого сна. Истина — это то, что реально и неизменно во все времена: в прошлом, настоящем и будущем. Поэтому тонкое тело связано с майей.

Затем идет карана шарира (причинное тело). Это только образ или отражение. Оно является отражением Махакараны (Сверхпричинного) тела. Махакарана представляет Высшее начало. Причинное, тонкое и грубое тела действуют именно в качестве отражений Высшего — Парататтвы. Из этого следует, что все эти аспекты содержатся в человеческом существе. Обычный ум, Сверх-ум, Высший ум и Просветленный ум — все присутствуют в этих телах.

В состоянии бодрствования ум действует во взаимодействии с органами чувств в видении, слушании, разговоре и т.д. Ум связан ограничениями времени и пространства.

Как Сверх-ум действует в сновидениях

В состоянии сновидений ум создает свой собственный мир. Он относится только ко времени. Например, наяву вы садитесь вечером в поезд и через день рано утром приезжаете в Бомбей. Здесь вы видите, как ум работает над четырьмя задачами: причина (для поездки), сама поездка, прибытие на конечную станцию и выполнение ваших обязанностей. Как вы поедете? Сядете в поезд. Сколько времени займет путешествие? 26 часов. Какова станция назначения? Бомбей. Какова причина вашей поездки? Выполнение такой-то работы. Время, действие и результат — все это включено в работу ума наяву.

Ночью вам снится сон. Во сне вы приезжаете в Бомбей и видите там разные вещи. Вы получаете удовольствие. Но в этом сне ни один из четырех факторов, занимавших ваш ум в состоянии бодрствования, — время, движение, задание, завершение — не присутствует. Как вы ехали во сне? Сколько это заняло времени, для чего вы отправились в путь и с каким результатом? Ничего этого не было во сне. Весь сон занял пять минут. Это тайна и чудо — то, что происходит в мире ума. Все, что случается с вами во сне, все ощущения и события, занимает считанные моменты. То, что происходило на протяжении сорока лет, пролетает за две минуты сновидения. За эти сорок лет вы завершили образование, женились, родили сына, вырастили его и отправили за границу. Полная панорама этих событий возникает в вашем сне за несколько минут. Но то, что происходит во сне, моментально исчезает при пробуждении. То, что действует во сне — Сверх-ум. Он более мощен, чем обычный ум, так как в несколько мгновений охватывает все, что происходит в длительных периодах времени и пространства

Высший ум функционирует в состоянии глубокого сна

Затем, у вас есть Высший ум. Он активен в сушупти (состоянии глубокого сна). В этом состоянии нет мыслей и тревог. Обычный ум отсутствует. Чувства не функционируют. Нет никаких ощущений. Но после пробуждения от глубокого сна человек ощущает ананду. Он говорит, что после глубокого сна чувствует себя счастливым. Это состояние приносит чувство блаженства без всякого опыта. Это блаженство — за пределами ума и чувств. В состоянии глубокого сна есть жизнь, но нет ума. Остается только блаженство. В глубоком сне нет удовольствия и боли, потому что нет сознания проявленного мира. Вы осознаете мир и испытываете удовольствие и боль только когда ум активен.

Так как в стадии глубокого сна обычный ум бездействует, сознание в этом состоянии определятся Высшим умом. Он связан с Карана шарирой (причинным телом). Там — причина. Но существует Деятель, действие и причина действия. Отношения между причиной и следствием объясняют все события в мире. Бог — причина, а Космос — следствие.

Божественное Причинное начало называется Просветленным умом

Кто есть эта причина? Это ли Бог, который есть Махакарана (Первопричина)? Это Божественное Причинное нв длительных периодах.

чало лежит в основе всего, что случается в мире. Это Начало зовется Просветленным умом. Это сила, освещающая все в мире. Чтобы испытать этот космический принцип, нам нужна божественная форма. Это есть Высшее Божественное “Я”. Оно называется Пурушаттва. Это важнейший атрибут Бога.

Над умом, Сверх-умом, Высшим умом, Просветленным умом находится Запредельный ум. Он — Пурушаттва. Это Божественность.

Именно из Пурушаттвы возникает ощущение “Я есть” (“I-ness”). Это “Я” присутствует во всех существах, от высших до низших. Это чувство “Я есть” — признак Пурушаттвы (Космического Сознания). Почему человек называется Пуруша? Тело — это пурам (город), а так как человек живет в теле, он называется Пуруша. Все тела одинаковы, несмотря на половые различия. Три состояния сознания общие для всех. Три качества (гуны) — тамас, раджас и саттва также действуют на всех. В печали человек грустит, будь то мужчина или женщина. Голоду и гневу одинаково подвержены и мужчины и женщины. Только интенсивность ощущений меняется от человека к человеку. Степень проявления этих ощущений тоже может быть различной. Один может горевать втайне, тогда как другой выставляет это напоказ. Такие различия относятся к индивидуальным свойствам. Но тело, которе ощущает все это — одинаково для всех.

В каждом теле присутствует единое начало — Маха Пуруша (Высшая Божественность). Весь космос есть отражение грубого, тонкого и причинного тел. Карака (главный Деятель) есть Высший Господь. Космос есть следствие (творение).

Эта связь должна осознаваться каждым человеком в повседневной жизни. Существуют панча бхутас (пять элементов), панча кошас (пять оболочек), панчендрийас (пять органов чувств), панча пранас (пять жизненных дыханий), ум (манас), буддхи (интеллект), читта (воля) и ахамкара (эго). Все вместе они составляют двадцать четыре принципа. Маха Пуруша (Высшая Личность), которая пронизывает все эти двадцать четыре сущности, есть двадцать пятое начало. Таким образом, человеческое тело состоит из этих двадцати пяти составляющих. Аналогично, вся Вселенная состоит из этих же 25 сущностей.

Все различия — дело рук Майи

Не существует различий между деха и деса (телом и миром). Но если смотреть на внешний мир физическим зрением, будут видны многочисленные различия. Все эти различия есть работа майи. Не понимая тайны этой иллюзорной силы, человек становится жертвой всевозможных затруднений.

Майя опутывает человека хитроумной сетью. Космос состоит из двадцати пяти компонентов. Все они подвержены иллюзии. В состоянии бодрствования вы видите, слышите и ощущаете разные вещи. Во сне вы погружаетесь в сновидения. Куда деваются в этом состоянии ваши ощущения “наяву”? Все забывается. Вы считаете опыт сновидения реальным. Это длится до тех пор, пока вы не проснетесь. Затем вы прогоняете сновидения как ничего не значащие. Где истина? Опыт бодрствования или опыт сновидения? Первый — дневной сон, второй — ночной сон. Оба есть сон.

Однажды царь Джанака, великий джняни и йоги, избавившийся от сознания тела, собрал своих приближенных вечером после ужина. Во время совета царь крепко заснул. Через некоторое время он проснулся и стал задавать вопросы: “Это истина или то истина?” Он хотел знать, что есть истина: то, что он испытал во сне, или то, что он испытывает в состоянии бодрствования.

“Я” присутствует во всех трех состояниях

Никто не мог дать ответ. Видя возбужденное состояние ума императора, министры пытались найти ответ, но ни один не смог решить загадку, заданную царем. “Это истина или то истина?” Наконец, был вызван мудрец Васиштха, и после йогической медитации он дал ответ на вопрос Джанаки. “Ваше Величество! Ни то, ни это не истинно. Вы — единственная реальность. Вы ощущаете некоторые вещи во сне и некоторые наяву. В бодрствовании нет сна. Во сне нет бодрствования. Но Вы присутствуете и во сне, и наяву. Вы — получающий опыт в обоих состояниях, Вы — истина”.

Это значит, что “Я” присутствует во всех состояниях человеческого существа. Это также значит, что “Я” существует в прошлом, настоящем и будущем. Человеческая сущность, таким образом, связана с божественностью и не есть простое существование. Все священные изречения Вед и Упанишад касаются человека.

Бог описывается как обладающий восьмью видами богатства. Фактически, человек одарен всеми аштаишварья (восьмью богатствами): Ниргунам, Ниранджанам, Санатанам, Никетанам, Нитья Шуддха, Буддха, Мукта и Нирмала Сварупинам (за пределами качеств, незапятнанный, вечный, неизменный, чистый, разумный, освобожденный и непорочный). Из-за чувства слабости человек считает, что эти атрибуты относятся только к Богу, но не к нему. Это чувство нужно полностью искоренить.

Человек, затрачивая немало усилий, получает много знаний. Откуда взялись эти знания? Как он их получил? При рождении он был полностью невежествен. Но путем шраддхи (упорных усилий, устремленности) можно добиться всего.

Думайте об обществе за пределами своей семьи

Человек сегодня заполнен заботами только о себе и о своей семье. Погруженный в эгоизм, он не думает об обществе за пределами семьи. Но что бы случилось с ним и его семьей, если бы не было общества?

Все желания человека сосредоточены вокруг его собственного блага, даже если кажется, что он желает блага всему миру. Но его благо связано с благосостоянием мира. Следовательно, человеку нужно двигаться от себя к своей семье, обществу и миру в целом. Все мировые проблемы возникли от одержимости эгоистическими интересами и от недостатка заботы о благе общества. Если каждый индивидуум будет заботиться о благе общества, все эти проблемы перестанут существовать. Тысячелетия назад Веды провозгласили: “Лока самаста сукхино бхаванту!” (Да будут счастливы все существа во всех мирах).

Когда человек избавится от узких эгоистических чувств, родившихся от незнания, он познает Бога, как утверждают ведические мудрецы. Веды призывают людей прикладывать совместные усилия для достижения высочайших целей жизни. Сущность Вед можно выразить одним словом — экаатмабхава (чувство духовного единства всех человеческих существ). Это есть осознание Божественного. Это — истинная адвайта (недуализм).

Единство — в духовном тождестве всех существ

Изречения “Ахам Брахмаасми” (Я есть Брахман) и “Тат Твам Аси” (Ты есть То) цитируются как аксиомы недуализма. Но это неправильно. Эти утверждения содержат в себе две сущности: Ахам и Брахман, Тат и Твам (“Я” и Абсолют, То и Ты). Осознание того, что один и тот же Атма присутствует во всех существах — вот истинная Адвайта. Лампы могут быть различной формы, цвета и мощности, но они светятся от одной электрической энергии.

Именно потому, что доктрина единства человечества, основанная на духовном единстве всех существ, не пропагандировалась надлежащим образом, сегодня мы имеем так много различий, порождающих конфликты. Разногласия между людьми, исповедующими разные религии, появились не из-за различий в самих религиях, но из-за взглядов и мнений людей по поводу этих религий.

    Все религии учат
    Одним и тем же добрым идеалам.
    Поняв это, люди должны
    Узнать, как жить в гармонии.

Те, кто, основываясь на религии, проповедует ненависть, — воистину люди с извращенным умом. Широкое видение индийской культуры, безграничная святость Индии, бездонная вера в единство — все это провозглашает славу Господа и утверждает фундаментальное единство человечества. Сегодня, поскольку единство утрачено, человечность достигла своего минимума. Нравственность и честность исчезли. И это — прогресс, которого достигло человечество!

Это не прогресс. Что нам следует искать, так это духовный прогресс, прогресс праведности и нравственности. Люди сегодня говорят о спасении мира и безопасности нации. Нет необходимости защищать мир или нацию. Если вы защитите Сатью и Дхарму (Истину и Праведность), нация и мир будут автоматически защищены. В этом глубокое значение послания древних: “Говори правду, поступай по справедливости”.

Осознайте вездесущность Бога

Бог — основа всего в космосе. Целостные отношения между Богом и Вселенной должны быть правильно поняты.

На протяжении многих жизней люди пытались отождествить себя с телом и стояли на неверном пути. Вездесущность Бога должна быть осознана. Он — и в камне, и в могущественном монархе. Человек должен быть благодарен Богу за Его бесчисленные благодеяния. Рамакришна Парамахамса был неграмотен. Но он заслужил мировую известность своей приверженностью Истине и своим познанием Божественного. Самореализация — цель жизни каждого человека. Это — послание Бхагаваты.

Сегодня почти каждый человек обручен с ложью. Раз в год верующие проводят Сатьянараяна пуджу. Но служению Сатьянараяне (Господу Истины) должен быть посвящен каждое мгновенье. Это требует единства в мыслях, словах и делах, которое есть форма Истины.

Преодолейте чувство малости

Люди думают, что достичь духовных высот — это трудное дело. Свами уверяет вас, что это не так. Духовное путешествие намного легче, чем мирская борьба, в которую человек постоянно втянут. Люди должны ставить целью достижение Высшего Царства вместо того, чтобы нести свои споры в Высший Суд. Человек обладает всеми возможностями для того, чтобы познать божественное “Я”. Его сознание может охватить космос, так же как зеркало может отразить небесный свод. Сердце — зеркало, в котором человек может увидеть всю Вселенную. Поймите с этого момента, что человек — воплощение Божественного. Избавьтесь от чувства малости и слабости. Как вы думаете, такими и становитесь. Так обожествите себя постоянным памятованием о своей внутренней божественности.


Лекция Сатьи Саи Бабы в Летней Школе в Бриндаване 21-5-1993

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC