Просто форум - йога, философия, эзотерика...

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Притчи, истории

Сообщений 1 страница 20 из 355

1

«Что такое притча?» — спросите вы у своего соседа, или у прохожего на улице. И скорей всего получите ответ, что притча — это поучительный рассказ. И это будет правильно. Но есть у притчи ещё одна особенность, которая точнее характеризует её: притча никогда не говорит в открытую, что делать, кто прав, где Истина.

Невротический ребёнок

Современная притча

Маленькая Мэри с матерью пришли на берег моря.
— Мама, можно я поиграю в песке?
— Нет, дорогая. Ты испачкаешь свою чистую одежду.
— Мама, можно я побегаю по воде?
— Нет. Ты намокнешь и простудишься.
— Мама, можно мне поиграть с другими детьми?
— Нет. Ты затеряешься в толпе.
— Мама, купи мне мороженое.
— Нет. Ты простудишь горло.
Маленькая Мэри начала реветь. Мать повернулась к стоявшей неподалёку женщине и сказала:
— Господи Боже мой! Вы когда-нибудь видели такого невротического ребёнка?

+1

2

Упрямый малыш
Притча в изложении Ошо
Мать пришла в большой магазин и отвела сына в отдел игрушек. Увидев гигантскую лошадку-качалку, он взобрался на неё и катался целый час.
— Ну, слезай, сынок, — взмолилась мать, — я должна идти домой, чтобы приготовить ужин твоему отцу.
Но малыш отказался сдвинуться с места, и все её усилия были напрасны. Продавец отдела игрушек тоже попытался уговорить малыша, но не добился никакого успеха. В конце концов, в отчаянии, они позвали психолога магазина.
Он потихоньку подошёл к мальчику и прошептал ему на ухо несколько слов, и тотчас же тот спрыгнул с лошадки и подбежал к матери.
— Как вам это удалось? — спросила поражённая мать. — Что вы ему сказали?
После некоторого колебания психолог ответил:
— Вот всё, что я ему сказал: «Если ты сейчас же не спрыгнешь с этой лошадки-качалки, сынок, я вышибу из тебя мозги!»

Люди рано или поздно узнают, что работает страх, что работает авторитет, что работает власть. А дети так беспомощны и так зависимы от родителей, что вы можете их испугать. И это становится вашей техникой, чтобы их эксплуатировать и угнетать, и им некуда от вас деваться.

0

3

Поправка
Суфийская причта
Абдулла бен Яхья показал посетителю рукопись, написанную им самим. Тот указал: «Здесь ошибка!» Абдулла бен Яхья вымарал указанное слово и вписал его заново — так, как подсказал гость.
Когда посетитель ушёл, Абдуллу спросили:
— Отчего вы пошли на это, зная, что исправление было ошибочным, и вписали неправильное слово на место правильного?
Он ответил:
— Этого требовала ситуация соблюдения социальных условностей. Человек этот ошибочно полагал, что помогает мне. Он-то думал, что выражение его неведения является свидетельством его познаний. В данном случае я соблюдал социальные нормы благовоспитанности и вежливости и не преследовал интересы истины. Если бы я выступал в роли наставника этого человека — тогда всё было бы иначе. Лишь тупицы и зануды воображают, что их долг — наставлять каждого. Люди же отнюдь не ищут наставлений, а, как правило, хотят просто привлечь к себе внимание.

0

4

Неизменённый

Суфийская причта

Однажды в Дели, когда Наваб Мухаммад Хан Джан-Фишан, возвращался с прогулки, его внимание привлекла большая толпа народа, вовлеченная, очевидно, в перебранку.
Он спросил человека, стоявшего в стороне:
— Что там случилось?
Человек ответил:
— О Высочайший, один из ваших учеников недоволен поведением людей в этом квартале.
Джан-Фишан вошёл в толпу и сказал своему последователю:
— Объяснись.
Тот сказал:
— Эти люди были враждебны.
Люди воскликнули:
— Это неправда! Наоборот, ради вас мы оказали ему честь!
— Каким образом? — спросил у последователя Наваб.
— Они сказали: Да здравствует Великий Учёный! Я же пояснял им, что именно невежество учёных часто является причиной замешательства и безрассудства человека.
Джан-Фишан Хан сказал:
— Именно самомнение учёных во многом ответственно за жалкое положение человека. И именно твоё самомнение, проявившееся в утверждении, что ты не ученый, а кто-то иной, явилось причиной этой суматохи. Не быть учёным — это достижение, которое включает в себя отрешенность от мелочности. Учёные, будучи всего лишь неизменёнными людьми, доверху нагруженными мыслями и книгами, редко бывают мудрыми.
— Эти люди пытались оказать тебе честь. Если некоторые думают, что грязь — это золото, и если это их грязь, уважай её. Ты не являешься их учителем.
— Разве ты не понимаешь, что, ведя себя таким чувствительным и самодеятельным образом, ты действуешь точно так же, как и учёный, и поэтому заслуживаешь это имя, даже если оно — эпитет?
— Следи за собой, дитя мое. Слишком много сходов с Пути Высшего Достижения — и ты можешь стать учёным.

0

5

Никому не верь

Притча про Насреддина

Как-то раз сын Муллы Насреддина пришёл домой в слезах. Он пожаловался отцу, что дал поиграть игрушку своему другу, которому всегда доверял. А тот, пообещав вскоре вернуть её, потом отказался это сделать.
— Как мне быть? — спросил маленький Насреддин.
Мулла Насреддин пристально посмотрел на него и сказал:
— Влезай на эту лестницу.
Мальчик послушался, он ведь верил отцу. Когда он оказался метрах в трёх от земли, Насреддин велел ему:
— А теперь прыгай, я тебя поймаю.
Мальчик поколебался немного, и осторожно заметил:
— Если я упаду, я ушибусь.
— Я же здесь стою, чего тебе волноваться? — рассмеялся Насреддин. — Прыгай!
Мальчик прыгнул, а Насреддин отскочил в сторону. Мальчик ударился об пол, вскрикнул и разрыдался.
— Ну вот, теперь ты понял, — заметил Насреддин. — Никогда никому и ничему не верь, даже тому, что говорит твой отец.

0

6

Свет для других

Притча про Насреддина

Однажды в чайхане Насреддин похвастался:
— Я вижу даже в полной темноте!
— Тогда почему вечерами ты шагаешь домой, освещая путь фонарём?
— Чтобы другие люди не сталкивались со мной.

Притча в изложении Ошо

Прекратите спрашивать и требовать ответы. Освободите себя, станьте воспринимающим всеобщее Существование. Просто расслабьтесь, ожидайте, наслаждайтесь, и Ваше время обязательно придёт.

Профессор философии пришёл к Мастеру дзэн Нан-Ину и начал спрашивать его о Боге, медитации и многих других интересных вещах. Мастер выслушал молча и затем сказал:
— Вы выглядите усталым. Вы пришли издалека, вы взошли на высокую гору. Позвольте мне сначала предложить вам чашку чая.
Профессор ждал чая, но в нем кипело множество вопросов. Пока вода вскипала, пока аромат чая разливался в воздухе, Мастер смотрел на профессора, словно говоря ему: «Подожди. Не спеши. Кто знает? Даже чаепитие может стать ответом на твои вопросы».
Тем временем профессор стал подумывать, что его путешествие было напрасным: «Этот человек выглядит сумасшедшим. Как могут вопросы о Боге получить ответы во время чаепития». Но он очень устал, и, в общем, было бы неплохо выпить чашку чая перед возвращением.
Тут Мастер принес чайник. Он начал наливать чай в чашку. Когда чашка наполнилась, он продолжал лить. Чай полился в блюдце. Потом блюдце наполнилось тоже, но Мастер продолжал лить и горячий чай полился на пол… Профессор воскликнул:
— Что Вы делаете!? Разве Вы не видите, чашка полна, блюдце тоже!?
А Нан-Ин сказал:
— Точно то же и с тобой. Твой ум так переполнен вопросами, что даже если я отвечу, в тебе не будет пространства, чтобы принять ответ. И я говорю тебе, пока ты здесь — твои вопросы переполняют этот дом. Эта маленькая хижина полна твоими вопросами. Возвращайся, освободи свою чашку, а затем приходи. Сначала создай маленькое свободное пространство в тебе.

0

7

Просто идите своим путём
Буддийская притча
Один из учеников спросил Будду:
— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
Будда ответил:
— Если на вас с дерева упадет сухая ветка и ударит вас, что вы должны делать?
Ученик сказал:
— Что же я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.
Будда сказал:
— Так делайте то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил вас. Это все равно, что ветка с дерева упала на вас. Пусть это не тревожит вас, просто идите своим путём, будто ничего и не случилось.

0

8

Извинения

Даосская притча

Один простой деревенский паренёк впервые попал в город.
На станционной платформе кто-то наступил ему на ногу и сказал: «Простите». Затем он направился в гостиницу, но там кто-то снова толкнул его и сказал: «Простите!» Потом он пошёл в театр, и кто-то почти сбил его с ног со словами: «Простите». Тогда этот парень из деревни воскликнул:
— Это здорово, а мы никогда не знали этой уловки. Делай все, что тебе угодно кому угодно и просто извиняйся!
И он двинул кулаком человека, проходившего мимо, и сказал:
— Простите!

Если человек наступает на ногу чужому посреди базара,
он вежливо извиняется и объясняет: «Здесь столько народу».
Если старший брат наступает на ногу младшему брату,
он говорит: «Извини», — и всё.
Если родитель наступает на ногу своему ребёнку,
то не скажет вообще ничего.
Величайшая вежливость свободна от всякой формальности.
Безукоризненное поведение не отягощено заботами.
Совершенная мудрость не спланирована.
Истинная любовь не нуждается в доказательствах.
Полная искренность не даёт гарантий.

Чжуан-Цзы

0

9

Ослик

Восточная притча

Как-то раз отец со своим сыном и осликом в полуденную жару путешествовал по пыльным улицам города. Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку.
— Бедный мальчик, — сказал прохожий, — его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?
Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него.
Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал:
— Как не стыдно! Малый сидит верхом на ослике, как султан, а его бедный старый отец бежит следом.
Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на ослика позади него.
— Люди добрые, видали вы где-либо подобное? — заголосила женщина под чадрой. — Так мучить животное! У бедного ослика уже провис хребет, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, о несчастное существо!
Не говоря ни слова, отец и сын, посрамленные, слезли с осла. Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними:
— Чего это ваш осел ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везет кого-нибудь из вас на себе?
Отец сунул ослику полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына.
— Что бы мы ни делали, — сказал он, — обязательно найдется кто-то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, как нам путешествовать.

0

10

Забирайте своё себе

Буддийская притча

Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.
Он повернулся к ученикам и сказал:
— Вы разочаровали меня. Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?
Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:
— Вы все сказали? Если вы не все сказали, у вас еще будет возможность высказать мне все, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.
Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:
— Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?
— Вы — свободные люди, и то, что вы сделали — ваше право. Я на это не реагирую.
Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: «Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». Теперь я спрашиваю вас: «Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?»
Один человек из толпы сказал:
— Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.
Будда улыбнулся:
— Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним все, что хотите.

0

11

Существует ли Бог

Однажды, рано утром, когда Будда вышел на свою утреннюю прогулку, один человек спросил его:
— Существует ли Бог?
Будда секунду посмотрел в глаза человека и сказал:
— Нет, Бога не существует вообще, никогда не было, никогда не будет. Выкинь всю эту чепуху из головы.
Человек был шокирован. Будду сопровождал Ананда. Он всегда сопровождал Будду. В середине того же дня пришёл другой человек и спросил:
— Существует ли Бог?
Будда сказал:
— Существует, всегда был, всегда будет. Ищи и найдёшь.
Ананда пришёл в сильное замешательство, так как он помнил ответ, который Будда дал утром, но не имел возможности спросить, потому что вокруг было много народа. И прежде чем он получил возможность спросить, вечером, на заходе солнца, пришёл третий человек. Будда сидел под деревом, наблюдая закат солнца и прекрасные облака, и человек спросил:
— Существует ли Бог?
Будда просто сделал жест рукой, приглашая человека сесть, а сам закрыл глаза. Человек подчинился ему. Они сидели молча несколько минут, затем человек поднялся. Становилось темно, солнце уже село. Он коснулся ног Будды и сказал:
— Благодарю тебя за ответ, я очень благодарен тебе. А потом пошёл прочь. Тут Ананда не выдержал. Когда они остались одни, он сказал:
— Я не смогу уснуть сегодня ночью, если ты не ответишь мне. В один день на один и тот же вопрос ты даёшь три разных ответа. В чём дело? Ты привёл меня в сильное замешательство.
Будда сказал:
— Я отвечал не тебе, почему же ты пришёл в замешательство? Первый человек был верующим. Он верил в Бога и пришёл не с целью выяснить вопрос, а с целью получить подтверждение. Он был учёным, хорошо знающим Священное Писание. Ему нужен был шок, и я шокировал его, потому что не желаю поддерживать ничьи верования. Все верования ошибочны. Знание — совершенно иная вещь.
Второй человек был атеистом, он не верил в Бога. Он также был учёным и был набит всевозможными идеями, но он был просто противоположностью первого человека. Он хотел, чтобы я поддержал его неверие.
Третий человек был подлинным искателем. Он не искал ответа, он хотел испытать. Он был человеком с большим доверием. Он хотел, чтобы я открыл ему нечто, поэтому я не стал отвечать ему, а просто предложил сесть рядом со мной. И нечто произошло.

0

12

Сладость Мудрых

Суфийская причта

Это очень старая история о том, как двое учёных, весьма уважаемых в своих кругах, однажды на прогулке, беседуя о делах, и о людях затронули одного видного Суфия.
Первый учёный, чьим любимым предметом была литература и биография, сказал о нём:
— Он настоящий мудрец и святой; он никогда не требовал ничего для себя.
Второй, чьей специальностью была религия и закон, сказал:
— Ему не нужно ничего требовать, ибо люди сами дают ему всё. Я уверен всё же, что он взял бы, если смог...
Споря таким образом, предлагая историю за историей о Суфии в защиту своей позиции, они пришли в караван-сарай. Они вошли туда, привлечённые звуками оживленной дискуссии. Внутри была женщина, сидевшая в кругу купцов и просто зевак и твердившая:
— Мой муж развёлся со мной, а я потеряла свой брачный контракт, по которому я должна была получить половину его имущества. Теперь он отрицает, что подписал его, и суд не станет слушать меня. У меня за душой всего одна медная монетка.
Слушатели предлагали разные пути решения: от молитвы до убийства.
Второй учёный тут же решил, что следует пригласить Суфия на помощь.
— Таким образом, — сказал он компаньону, — мы сразу выясним, станет ли он делать что-нибудь бесплатно.
Так как Суфий был столь уважаем в тех местах, все присутствовавшие встали и пошли к мудрецу, сидевшему в созерцании в час перед обедом, что он делал каждую неделю.
Толпа окружила его, и он поднял глаза на расстроенную женщину:
— Чего ты хочешь? — спросил он.
— Господин мой, эти два мудрых и добрых джентльмена сказали, что ты можешь мне помочь. Можешь ли ты пойти со мной в суд и свидетельствовать, что ты видишь в моём сердце, что я говорю правду о том, что я утеряла брачный контракт, по которому ко мне должна отойти половина имущества моего мужа в случае развода. Суд поверит только свидетельству или слову того, кто пребывает в истине.
Суфий прервал ее.
— Прежде чем мы сделаем что-нибудь такое, тебе придётся проделать ещё кое-что. Ступай на базар и принеси мне турецких сладостей.
Толпа заохала, и первый учёный почувствовал себя опозоренным жадностью и поверхностностью Суфия, а второй победно улыбался, настолько ловко ему удалось продемонстрировать истинную природу мистика. Женщина нахмурилась на секунду, затем развернулась и пошла на базар за сладостями.
Все ждали в молчании, пока женщина не вернулась и не бросила к ногам Суфия свёрток, купленный на её последнюю монету.
— Так ли ведут себя, когда ищут расположения? — спросил Суфий. — Разверни свёрток.
И как только она развернула свёрток, она увидела, что сладости завёрнуты в бумагу, на которой был написан брачный контракт.
Толпа, естественно, поразилась чуду, и первый учёный наполнился радостью, а второй был поражён и смущён.
Когда люди разбрелись разнести весть о чуде, а женщина и двое учёных остались перед Суфием, он сказал ей:
— Знай, что твою нужду часто можно удовлетворить, но редко таким способом как указывать, что делать тому, кто знает лучше. Теперь иди и заяви о своих правах.
Первому учёному он сказал:
— Судить о человеке, что он «хорош» по поверхностным вещам немногим лучше, чем судить что он «плох» по внешности. Попробуй изучить то, что действительно правильно, а не следовать тому, что тебе нравится.
Второму учёному он сказал:
— От горечи разочарования, которая являет собой истинно поверхностный образ мышления, есть средство — принять что-то такое же пустячное, но послаще. Поэтому я жалую тебя этими сладостями, — пустяки да излечатся пустяками. Что до зрителей — они насыщены, ибо жаждали чуда.
И хотя это случилось столетия назад, Мудрые настаивают, что подобное можно увидеть даже сейчас, и притом каждый день.

0

13

Обыденное

Индийская притча

Рашид Ситаразад принял группу желающих учиться, чьи головы были наполнены слухами о его чудесах и возбуждением от того, что они приблизились к источнику Учения.
Он сказал:
— Пусть один из вас будет вашим представителем и расскажет мне о ваших чувствах.
Один из пришедших выступил вперёд и произнёс:
— Мы в возбуждении от Высокого Присутствия, мы страстно стремимся к Знанию, прикосновение к Традиции возвышает нас.
Рашид сказал:
— Это верное описание ваших чувств. Поскольку вы все любите возбуждающее, мне придется дать вам банальное. Вы должны учиться у жизни. А жизнь — ключ к знанию — это самая банальная вещь на свете. Вам придётся пройти через жизненные ситуации, которые заставят вас понять жизнь, а не сделают её более интересной.
Один из присутствующих воскликнул:
— Человек, которого вы просили представить нас, говорил только за себя, и, что же, все мы должны быть осуждены за его поведение!
Рашид ответил:
— Он может думать, что говорит за всех. Вы можете думать, что он говорит только за себя. Однако есть ещё я, согласный с тем, что он говорит за всех. Вы уже подвергаете сомнению мой авторитет? То, что вы так поступаете, показывает, что вы жаждете возбуждения, и подтверждает слова, которые вы пытаетесь опровергнуть!

0

14

Четыре общины

Суфийская причта

Странствующий суфийский мастер подошёл к группе людей. Они, изо всех сил ухватившись за верёвку, тянули из реки крокодила. Увидев, что рептилия ещё жива и может кого-нибудь убить, если они втащат её на берег, суфий перерезал натянутую веревку. Люди схватили суфия и избили его, выкрикивая:
— Подумать только, а ещё разоделся суфием. Вредитель, да ещё и лицемер! Настоящие суфии делают только добро.
Прошло время, и суфий повстречался с группой дервишей, полагавших, что с помощью действия они достигнут «сущности». Он же сказал им, что их «сущность» могла бы проявиться, но с помощью недеяния. И они прогнали его.
Затем он попал в школу искателей, которые занимались созерцанием. Осознав, что им необходима деятельность, он сказал:
— «Сущность» проявляется через действие.
Они последовали его указанию, пока один из дервишей не навестил своего друга, после чего, возвратясь, объявил всем:
— Этот человек — обманщик и отступник. Прежде он учил, что сущность проявляется через недеяние, за что и был изгнан. Теперь он проповедует противоположный довод.
Таким образом, и эти искатели выгнали суфийского мастера.
Он нашёл ещё одну группу людей и сказал им:
— «Сущность» иногда проявляется в результате действия, а иногда, в результате недеяния.
Ему ответили:
— Если бы вы просто призывали нас к действию, когда действие необходимо, мы бы так и делали. И если бы вы удерживали нас от действия, когда необходимо недеяние, мы бы так и поступали. В действительности же вы только запутываете нас и мешаете сосредоточиться на чём-то одном. Давайте нам по одному правилу на каждый случай.
Пришлось ему расстаться и с ними.
Таковы были первые четыре общины, с которыми он работал. Ходят слухи, что сейчас он живёт в пятой общине.

0

15

Проект

Дзэнская притча

Один Мастер дзэн, будучи архитектором, проектировал новый храм. Рядом с ним постоянно находился его первый ученик. Каждый раз, сделав эскиз будущего храма, Мастер оборачивался к ученику и спрашивал:
— Ну как?
— Нет, это не то. Это недостойно тебя, — отвечал ученик каждый раз.
И тогда Мастер отбрасывал этот проект.
Это повторялось много раз. Миновало уже три месяца, и властитель начал интересоваться, когда же, наконец, будет закончен проект, чтобы можно было приступить к строительству.
И вот как-то раз, пока Мастер рисовал очередной эскиз, у него высохли чернила, и он велел ученику пойти и приготовить новых чернил. Ученик вышел, а когда он возвратился, то воскликнул в изумлении:
— Как?! Ты создал его! Но почему же ты не мог сделать этого все три месяца?
— Из-за тебя, — сказал Мастер. — Ты смотрел на меня, и я действовал с напряжением, это не было развлечением. Когда ты ушел, я расслабился. Я почувствовал, что никто не оценивает мою работу, и я стал целым. Этот проект я не делал, он родился сам. Он не получался все эти три месяца, потому что я так стремился его сделать.

Когда стрелок пускает стрелу для забавы, всё его мастерство при нём.
Если он стреляет на медную пряжку, он нервничает.
Если ж он стреляет на золотой приз, то он слепнет,
А мишень двоится в его глазах, и он уже безумен.
Мастерство его осталось прежним, но приз раздваивает, разделяет его.
Он озабочен призом. Он думает больше о победе, чем о выстреле —
И потребность побеждать истощает его силы.
Чжуан-Цзы

0

16

Комар Намус и Слон

Суфийская причта

Давным-давно жил-был комар по имени Намус, который за свой тонкий ум был прозван Проницательным Намусом. Однажды, поразмыслив над своей жизнью и руководствуясь весьма благовидными и вескими причинами, Намус решил поменять свое жилище. Своим новым обиталищем он избрал ухо одного слона, ибо такого рода дом казался ему самым подходящим и удобным.
Итак, оставалось только осуществить задуманное, так что вскоре Намус обосновался в просторном и очень уютном ухе.
Спустя какое-то время Намус произвел несколько поколений комаров. В жизни его периоды напряженного труда чередовались с периодами отдыха и покоя, радость сменялась печалью, поиски увенчивались достижениями; словом, судьба его была судьбой всех комаров на свете.
Ухо слона было его домом и, как бывает в таких случаях, он чувствовал, что вся его жизнь, его история, само его существо неразрывно связано с этим местом. Это ощущение он постоянно поддерживал в себе, пока оно не стало частью его самого. Ухо было таким теплым, таким уютным, таким просторным. Здесь ему довелось так много всего пережить...
При въезде в этот дом, Намус, естественно, не обошелся без приличествующих случаев церемоний вежливости. Прежде чем въехать в новое жилище, он изо всей мочи пропищал слону о своем решении.
— О слон, — закричал он, — знай, что никто иной, как я, комар Намус, по прозвищу Проницательный, собираюсь поселиться здесь. И так как это твое ухо, то я, желая соблюсти обычай, сообщаю тебе о моем решении.
Слон не возразил.
И Намус вселился, совершенно не подозревая о том, что слон попросту его не услышал. Если уж быть справедливым, он и не почувствовал вселения комара со всем его многочисленным семейством в свое ухо. Не будучи от природы неучтивым созданием, он просто даже и не знал о существовании какого-то там комара.
Но вот прошло какое-то время, и Намус, побуждаемый вескими и неотлагательными причинами, решил снова поменять свое жилище. И, как в первый раз, он решил, что сделать это он вправе только в соответствии с установленной и освященной веками традицией. Он стал заранее готовиться к тому, чтобы объяснить слону свое решение — покинуть его ухо.
Итак, окончательно утвердившись в своем решении и хорошо отрепетировав прощальный монолог, он прокричал его слону в самое ухо. Но не получил никакого ответа.
Он крикнул еще раз, но слон по-прежнему хранил молчание. Тогда Намус, полный решимости заставить все-таки слона услышать его назойливые, но красноречивые слова, набрал полную грудь воздуха и в третий раз прокричал:
— О слон, знай, что я, Проницательный Намус, намерен покинуть свой очаг и дом, оставить свою резиденцию в твоем ухе, в котором я так долго прожил. И для этого у меня есть вполне веские основания, и я хочу их тебе изложить.
Наконец слова комара достигли слуха слона, и он сумел их разобрать.
Пока он их обдумывал, комар продолжал:
— Что ты мне ответишь на это? Каково твое мнение об этом?
Слон медленно поднял свою огромную голову и протрубил:
— Ступай с миром, ибо поистине твой уход имеет для меня такое же значение, какое имел твой приход.

Эта притча о Проницательном Намусе, на первый взгляд, может показаться язвительным намеком на предполагаемую бесполезность жизни. Такое понимание притчи, сказал бы суфий, говорит о невосприимчивости читателя!
Какой внутренний смысл должен быть подчеркнуто в этой истории, так это недостаток человеческих суждений об относительной значимости жизненных ценностей. Человек часто полагает вещи, в действительности имеющие огромное значение, неважными, тогда как обыденные, по его мнению, — очень существенны.

0

17

Можно ли доверять себе?

Индийская притча

Один брамин шёл к себе домой, неся на плечах козлёнка, которого собирался принести в жертву. На полдороге увидели его мошенники и стали говорить между собой: «Вот бы нам сегодня полакомиться этим козлёнком».
Составив план действий, они забежали вперёд и двинулись по дороге навстречу брамину, разделившись предварительно так, чтобы сначала ему попался один, потом двое, а потом трое.
Тот из мошенников, что шёл первым, сказал брамину:
— Несомненно, благочестивый, эта собака обладает высокими достоинствами, если ты носишь её на плечах. Должно быть, она отлично загоняет зверя!
И, сказав так, прошёл мимо.
«Что такое говорит этот негодяй? — подумал брамин. — Чтобы я взвалил себе на плечи собаку? Да как это возможно?!»
Как только он поравнялся со следующими двумя мошенниками, те спросили у него:
— Что за непотребное дело задумал ты, брамин? Этот жертвенный шнур, чётки, кувшин для воды, священный знак на лбу, а на плечах — собака! Тьфу! Или, может быть, она очень хорошо загоняет зайцев и кабанов?
И с этими словами прошли мимо.
Тогда брамин, решив проверить себя, бросил козлёнка на землю и тщательнейшим образом ощупал его уши, рога, хвост и прочее.
«Вот дураки! — подумал он. — Приняли козлёнка за собаку. И как это их угораздило?» Он опять взвалил животное на плечи и двинулся дальше.
Тут повстречались трое и говорят:
— Смотри, не коснись нас, проходи боком!
— Почему?
— Да потому, что ты только знаками чист, брамин, а на деле, видно, охотник, раз с собакой ходишь!
Сказали и прошли дальше.
«Да что же это такое? — подумал брамин. — Но ведь если столько людей говорят одно и то же, значит, это — правда. Да и оборотни в мире — вещь нередкая. А вдруг это ракшаса в собачьем обличье? Ещё чего доброго возьмёт и примет собственный облик!»
И уже ни в чём не сомневаясь, бросил брамин козлёнка наземь и в страхе, как бы не пришлось совершать потом искупительный обряд, пустился бежать без оглядки.
А мошенники съели козлёнка.

0

18

Райская вода

Суфийская причта

Бедуин Харис и его жена Нафиса кочевали от стоянки к стоянке, разбивая свою потрёпанную палатку в тех местах, где им попадались хотя бы несколько финиковых  деревьев, колючий кустарник для их верблюда или родничок солоноватой воды. Так они жили в течение многих лет. Все дни Хариса были похожи один на другой, и редко что-нибудь нарушало их привычное течение. Он ловил обитающих в пустыне зверьков ради их шкурок и плёл веревки из пальмовых волокон для продажи встречным караванам.
Но вот однажды Харис нашел в песках новый источник. Он зачерпнул в ладони немного воды и попробовал её. Вода настолько отличалась от обычной, которую он привык находить в пустыне, что показалась ему райской. Нам эта вода показалась бы отвратительной и солёной, но бедуин был от неё в восторге.
— Эту воду, — сказал он себе, — я должен отнести тому, кто оценит её по достоинству!
И Харис тут же поспешил в Багдад ко двору Гарун Аль-Рашида, наполнив водой два бурдюка: один для себя, другой для халифа. Днём и ночью он гнал без устали своего верблюда, останавливаясь лишь затем, чтобы подкрепиться сухими финиками.
Очутившись в Багдаде, бедуин направился прямо к дворцу повелителя. Стражники у ворот выслушали его и только потому, что так было заведено при дворе халифа, провели его в тронный зал.
— О повелитель правоверных, — обратился Харис к халифу, — я, нищий бедуин, хорошо знаю все источники в пустыне, хотя и мало что смыслю в чем-нибудь другом. Я нашёл источник райской воды и подумал, что вода его достойна такого великого мужа, как ты. Не откажись же принять мое подношение.
С этими словами он передал Гаруну Аль-Рашиду бурдюк с водой.
Гарун Справедливый попробовал воду и... поняв в чем дело — ибо он хорошо знал свой народ, — приказал страже увести Хариса, и не отпускать его до тех пор, пока он не вынесет решение. Затем халиф вызвал к себе начальника дворцовой стражи и сказал ему:
— То, что для нас пустяк, для него — всё. Выведи этого бедуина под покровом ночи из дворца, чтобы он не увидел могучей реки Тигр, и не отходи от него ни на шаг, пока вы не доберетесь до его стоянки. Он ни в коем случае не должен испробовать сладкой речной воды. Когда вы окажетесь на месте, поблагодари его от моего имени и передай ему в подарок от меня тысячу золотых. Торжественно скажи ему, что отныне он назначается хранителем источника райской воды и во имя повелителя правоверных может снабжать этой водой каждого путешественника.

0

19

Насреддин и ученик

Притча про Насреддина

К Насреддину в дом пришёл человек, желающий стать его учеником. В доме было холодно и, ожидая пока жена принесёт горячий суп, Мулла сосредоточенно дул себе на руки.
Новичок, зная о том, что каждое действие просвещённого суфия имеет скрытый смысл, спросил его, почему он это делает.
— Чтобы согреться, конечно, — ответил тот.
Вскоре им принесли трапезу, и Насреддин подул на свой суп.
— Зачем вы это делаете, Мастер? — спросил ученик.
— Для того чтобы охладить суп, конечно, — ответил Насреддин.
После этого ученик покинул дом Муллы, так как не мог доверять человеку, использующему одни и те же средства для достижения противоположных результатов.

0

20

Нельзя украсть Луну

Дзэнская притча

Рёнан, дзэнский мастер, жил простой жизнью в маленькой хижине у подножья горы.
Однажды вечером в его хижину забрался вор и с недоумением обнаружил, что там нечего украсть. Вскоре вернувшийся Рёнан застал вора.
— Ты прошел такой долгий путь, чтобы навестить меня, — сказал Рёнан бродяге. — И ты не должен вернуться с пустыми руками. Пожалуйста, возьми в подарок мою одежду.
Вор был ошарашен. Он взял одежду и потихоньку ушел.
Рёнан сидел нагой перед хижиной, любуясь луной.
— Бедный парень, — задумчиво сказал он. — Мне бы так хотелось подарить ему эту прекрасную луну.

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC